Эпоха свинга

Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

Итак, если вы готовы посвятить часть долгожданного вечера пятницы познанию джаза, — приготовьтесь, сегодня у нас эра свинга! Головокружительные ритмы, вечнозелёные песни, пластинки, за которые меломаны готовы продать душу… О чём это я? Да-да, именно о свинге!

Music&Atmosphere-разное-Mindtrax-Preludio-In-Jazz-1054517

Лингвистическое чутьё подсказывает вам, что слово «свинг» каким-то образом связано с раскачиванием, но как это связано с музыкой, с джазом? Сложно представить, но без свинга в джазе не обойтись. Мастера джаза, такие как Бенни Картер и Луи Армстронг вообще не отделяли понятие свинга от джаза. 

Свинг – это средство экспрессии в джазе, обычно он проявляется в смене ритма в процессе игры. Не секрет, что у каждого музыкального произведения есть опорные доли, определяющие ритм. В свинге происходит постоянное отклонение ритма от опорных долей, что вызывает ощущение волнообразной энергии музыки. Благодаря этому, джазовый музыкант свободен преобразить полюбившийся ему музыкальный стандарт или мелодию в зависимости от собственного настроения и виртуозности. Недаром свинг определяют как уникальное психологическое состояние музыканта и слушателя — своего рода джазовый транс. Предлагаю углубиться в историю этого загадочного явления.

 

С юга на север

Широко известно понятие такое понятие как ‘эпоха свинга’, выпавшая на пик популярности джазовых оркестров 1934-1946 годов в США. Разрыв в развитии Севера и Юга, великая депрессия, постепенный упадок Новоорлеанского джаза – всё это стало толчком для поиска новой формы.

С началом 1930-х джазовый центр перемещается на Север — в Чикаго и Нью-Йорк вместе со своими последователями с юга. Так, на севере Манхэттена образовывается «новый Сторивилл» под названием Гарлем, где начинают свою карьеру такие легенды джаза, как Дюк Эллингтон, Фэтс Уоллер, Джимми Картер, Флетчер Хендерсон  и другие.

 

Флетчер Хендерсон

Флетчер ХендерсонСледует сказать, что большую роль в формировании свинга сыграли гарлемские оркестры. Здесь нужно уделить особое внимание Флетчеру Хендерсону [James Fletcher Hamilton Henderson], ибо он стал основоположником стиля больших оркестров и по праву считается одним из лучших аранжировщиков эпохи свинга. В начале своей карьеры он аккомпанировал звёздам блюза, однако, основав комбо — группу из двух музыкантов, — а в дальнейшем и собственную группу, он стал последователем стиля Кинга Оливера [King Oliver] и уже числился в составе биг-бэнда.

Флетчер Хендерсон был не только талантливым музыкантом, но и одним из первых оранжировщиков, кто начал использовать практику импровизации. Обычно импровизации были не характерны для классического джаза, но постепенно они вошли в исполнительскую традицию больших оркестров.

 

‘Sing, Sing, Sing’

 

‘Trees’

 

‘Great Ceasar’s Ghost’

 

Бенни Гудмен

Бенни Гудмэн

Всё это считается эпохой раннего свинга, которая с началом роста популярности оркестра Бенни Гудмена [Benjamin David ‘Benny’ Goodman] достигает своей кульминации. И тогда-то начинается великая эпоха свинга! Бенни Гудмен был последователем чигаской школы джаза. Он не был новатором, но умел талантливо сочетать классику джаза с ритмами танцевальных оркестров. В 1935 оркестр Бенни Гудмена отправляется на гастроли по США. Трудные времена депрессии сказались на финансовом положении многих музыкантов, поэтому они были вынуждены принимать заказы в целях сохранить внимание публики. Так оркестр Гудмена колесил по штатам, зачастую исполняя уже популярные, но довольно истертые танцевальные мелодии вместо собственных композиций.

Однако танц-зал Palomar в Лос-Анджелесе, где в августе 1935 впервые зазвучал авторский репертуар оркестра Бенни Гудмена, можно смело считать родиной свинга. Уже через 2 года записи Гудмена занимают самые популярные позиции в чартах, а еще год спустя Карнеги Холл [Carnegie Hall] Нью-Йорка аплодирует стоя в честь новоиспечённой звезды джаза. Да, между прочим, это был первый джазовый концерт в Карнеги, открывший эру свинга.

 

57 выдающихся записей Бенни Гудмена 

 

Томми Дорси

Томми ДорсиНаибольшей известностью обладают записи 1940-х годов, исполненные оркестром Томми Дорси [Tommy Dorsey] и Dorsey Brothers Orchestra. Например ‘On The Sunny Side Of The Street’, исполненная впоследствии Фрэнком Синатрой [Frank Sinatra] и ещё ни одним десятком выдающихся певцов, демонстрирует вам все красоты свинга. Стоит заметить,что именно благодаря Томми Дорси Фрэнк Синатра начинает свою блестящую карьеру и получает широкую популярность.

 

 

 

 

 

‘On The Sunny Site of the Street’

 

Глен Миллер

Глен МиллерЕщё одна яркая звезда загорается в эпоху свинга – Глен Миллер [Glen Miller] со своим оркестром. Основанный в 1937 Glen Miller Orchestra существует и по сей день, правда, уже совсем не в том составе. Тем не менее, лучшие джазмены со всего мира радуют слушателей нетленными композициями, возвращая их в далёкий тридцать седьмой.

Их знаменитое романтическое звучание, которое в последствие назовут «кристальным хором», вот уже не один десяток лет не даёт покоя любителям джаза, а пластинки оркестра продолжают расти в цене на всех мировых аукционах. Тот, кто хоть раз слышал этот оркестр, может с уверенностью сказать, что такое сложно пропустить и невозможно не запомнить.

Многие композиции оркестра Глена Миллера обрели статус джазовых стандартов, среди них:

 

‘Moonlight Serenade’

 

‘Flying Home’

 

‘Pennsylvania’ 

 

‘Serenade in Blue’ 

 

‘Chattanooga Choo Choo’

 

Дюк Эллингтон

Дюк ЭллингтонЕщё один оркестр, который важно знать, – великий биг-бэнд Дюка Эллингтона [Edward Kennedy ‘Duke’ Ellington]. Он образовался ещё в ранних 1920-х, и играл он в основном рэгтаймы, но после появления в группе трубача Джеймса Майли, который с помощью сурдин умел превращать звуки трубы в рычание животных и тон человеческого голоса, музыка наполнилась новыми мотивами. 

К 1930 году лидер ансамбля начинает сознавать себя джазовым композитором, пожалуй, первым в мире доказавшим, что в джазе можно варьировать громкость инструментов и преодолеть навязанную джазу продолжительность звучания композиции в 3-5 минут. 

 

 

‘It Don’t Mean A Thing If It Ain’t Got That Swing’

 

‘Сгеоlе Love Call’

 

‘Rockin’ In Rhythm’

 

‘Silvery Moon and Golden Sands’

 

‘Triple Day’

 

Так что же есть свинг? Похоже, что все мы живем по правилам свинга: наш пульс переменчив, впрочем, как и наше дыхание; наши решения непредсказуемы; ритм нашего шага и тон нашего голоса постоянно меняются. Поздравляю, господа, мы свингуем! Выходит, что свинг — это язык человеческого тела, переведенный на язык музыки…

Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK
Полина Корягина

Ода осени

Больше всего, пожалуй, я люблю осень, поэтому посвящаю ей очередную компиляцию. Старые...
Прочитайте больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *