Кто стоял у истоков джаза

Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

Чтобы проникнуться джазом, предлагаю коснуться истории этого поистине бесподобного жанра. Пожалуй, любой меломан с лёгкостью ответит на вопрос о родине джаза, однако, далеко не каждый знает, что точкой отсчета принято считать Новый Орлеан (Луизиана, США), где зародился новоорлеанский, или традиционный джаз.

Именно в этом городе в начале двадцатого столетия  воедино сплелись рэгтайм, рабочие песни, блюз, этнические мотивы и фольклор, образовав совершенно новое направление в музыке, которое и было названо джазом.

 

родина джаза новый орлеан луизианна

 

Джаз в 19 веке

В 1865 году, когда в США закончилась гражданская война, военные оркестры начали постепенно распадаться, и многие музыканты стали распродавать свои инструменты по бросовым ценам. Так начинают создаваться первые любительские афроамериканские оркестры.

Тогда их репертуар, в основном, состоял из маршей, фольклорной музыки и танцевальных песен. Новоиспеченные «бэнды» перебираются из деревень в города, и уже к концу девятнадцатого века наполняют своими мотивами почти каждый крупно населенный пункт.

 

Стровилльский джаз

Тем не менее, классический новоорлеанский период начинается благодаря легендарному Сторивиллу. В 1897 году член муниципалитета Сидней Стори [Sidney Story] выделяет специальный городской район под различные увеселительные заведения: рестораны, кафе, танцплощадки, кабаре – все эти яркие сцены стали истоком развития традиционного джаза.

Появляются сторивилльские оркестры и бэнды, стиль игры которых отличается большей индивидуальностью и гибкостью по сравнению с духовыми оркестрами. Такие коллективы играют не только на танцплощадках, но и на улицах городов, соревнуясь с подобными ансамблями в ловкости и импровизации.

Так, зародившийся в Новом Орлеане традиционный джаз пустил корни в Чикаго, Канзасе, Мемфисе, Сент Луисе. За два первых десятилетия 20 века джаз покорил все сцены Америки.

 

Первые джазовые аудиозаписи

Наряду с чернокожими музыкантами джазовый олимп завоёвывали и белые пионеры джаза:  в 1913 году в Новом Орлеане возникает Original Dixieland Jazz Band, в составе которого выступают лучшие музыканты того времени. Считается, что именно этот коллектив впоследствии дал начало одному из джазовых стилей –диксилэнду. Конечно, вся эта история была бы вовсе неубедительной, не будь у нас реальных доказательств существования той прекрасной эпохи.

 

original-dixieland-jazz-band-3-0taOriginal Dixieland Jazz Band

 

orig_King_Oliver_s_Creole_Jazz_Band_01King Oliver’s CreoleJazz Band

 

Первые записи «авангарной» музыки были созданы уже в 1917 Диксиленд Джаз Бэндом:

 

Среди первых был и  трамбонист  Кид Ори [Edward ‘Kid’ Ory], выпустивший запись в 1922 году:

 

Затем в 1923 году появляются записи Джо Кинга Оливера [Joe King Oliver]:

 

А далее Джелли Ролл Мортона [Jelly Roll Morton]…

 

И Бесси Смит  [Bessie Smith]…

 

Отметим, что тогда делает свои первые шаги легендарный Луи Армстронг [Louis Armstrong], а начинал он с игры на корнете в оркестре Джо Оливера, который получил большую известность в Чикаго. Принято считать, что Армстронг является представителем так называемого «горячего джаза» [HotJazz] второй волны новоорлеанского периода, отличить который можно по эмоциональности и яркости авторской импровизации.

 

Конечно, нельзя не упомянуть имени Бадди Болдена [Buddy Bolden], которого иногда именуют первым джазменом мира, а также королём корнета; Уилли Банка Джонсона [William Geary ‘Bunk’ Johnson] — члена оркестра Бадди Болдена, по праву достойного звания лучшего трубача Нового Орлеана; Сиднея Джозефа Беше [Sidney Joseph Beche] – кларнетиста – одного из пионеров новоорлеанского джаза (коллегу Уилли Джонсона) в 1924 признанного лучшим исполнителем на духовых инструментах.

 

Вот так город Новый Орлеан стал точкой отсчёта совершенно новой музыкальной эпохи, ставшей судьбой сотен тысяч музыкантов по всему миру. А если вы вдруг оказались в Луизиане, да ещё и в Новом Орлеане – знайте, что где-то там затевалась большая история…

Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK
Полина Корягина

Джаз родом с 52 авеню

Как странно слышать термин "мейнстрим"в разговоре о джазе, ведь кажется, все направления...
Прочитайте больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *