Фрейлины в ожидании королевы Ульрики, или живописные куры

живопись 18 века

Цензура XVIII века

Загадочная картина, над которой трудились аж два известных живописца своего времени: Йохан Паш и Йохан Хенрик Шеффель. Один выписывал курочек, второй – прелестные лица. Официальное название полотна — «Фрейлины в ожидании королевы Ульрики», неофициальное – как всегда, более ёмкое – «Живописные куры».

Позади курочек – забывший себя от изумления, петух. Единственный, кому «забыли» пририсовать человечскую голову и оставили нас мучиться догадками: просто так ли? А если не просто так, то кто же это?

Многие считают, что под видом петуха изображен граф Карл Густав Тессин – дипломат, политик, посол во Франции, и даже одно время любовник – тогда еще не королевы – Луизы Ульрики!

Это он являлся заказчиком картины. Сподвиг его на такое безобразие один случай: нечаянно (по его словам) толкнувшись в незапертую дверь, он увидел то, что для его взора вовсе не предназначалось, а именно – придворных дам, переодевающихся к приходу королевы.

Картина по понятным соображениям не выставлялась, но предназначалась для просмотра очень узким кругом доверенных и проверенных друзей. Надпись на дощечке вверху картины, сделана по-французски: «Quel est le Coq maudit, qui ne chanterait pas,
Ô Poules, en voyant et vos traites et vos appas!» — «Какой бы петух не запел, о цыплятки, видя ваши прелести!» По замыслу заказчика, куриные перышки как раз и прикрывают от зрителя те самые прелести, повергшие петушка в такое восхищение.

 

Живописные куры

Луиза (Ловиса) Ульрика Прусская  — прусская принцесса, дочь короля Фридриха Вильгельма I, младшая сестра Фридриха Великого. С 1751 года — королева Швеции. Умница и красавица. Покровительница искусств и наук. А кто же составлял ее милый курятник, столь сатирично изображенный мэтрами живописи на потеху заказчику?

Эрнестина Пальмфельт — по мнению королевы, очень остроумная дама, прекрасно образованная, художница (до нас дошли два ее полотна, представленные в Национальном музее в Стокгольме), и любительница театра – она даже была членом любительского театра Луизы Ульрики.

Хенрика Джулиана фон Ливен – любимица королевы. Почти подруга. Поверенная в делах и секретах.

Шарлотта (Лотта) Спарр – так же заядлая театралка, но еще и считавшаяся не просто актрисой-любительницей, но и звездой театра королевы!

Ульрика Стромфельт – дама, ответственная не абы за что, а за наряды королевы!
Агнета Стромфельт – сестра Ульрики Стромфельт – отвечала за прическу королевы и все сопутствующие аксессуары.

Катарина Шарлотта де ла Гарди – выдающаяся личность! С детства не получившая должного образования, она самостоятельно восполнила этот пробел, и стала настоящей сторонницей просвещения. Но все ее заслуги меркнут перед одной: благодаря ее вмешательству были спасены 12 женщин, обвиненных в колдовстве, признавшихся под пытками в своих связях с дьяволом и приговоренных к смерти. Она добилась их полного оправдания, освобождения и назначила им выплату пожизненной пенсии в связи с тем, что в результате пыток женщины стали нетрудоспособны… За это она удостоилась золотой памятной медали. Умерла молодой, в возрасте 40 лет.

На момент создания полотна девушки еще не замужем, но потом все они вышли замуж, и их семейное счастье сложилось по-разному… Однако это уже совсем другая история.
Мария Павлова

Лицо Симонетты Веспуччи в работах Ботичелли

Златовласая Флора, Венера, Мадонна, прекрасная дама с косами, уложенными в невероятно сложные прически,...
Прочитайте больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *