Из личного чата с Алексеем Сканави: о светской музыке и нерадивой попсе

Gdansk-city-break-Oliwa-Cathedral-pipe-organ_1400

Ксения Ферзь стилист

 — Кстати, я сейчас читаю «Консуэло» Жорж Санд — роман про юную испанскую певицу, ученицу самого Николо Порпоры, то есть это начало 18 века. И там очень явственный конфликт между музыкой церковной и светской — той, которую слушали аристократы в салонах и театрах. Так что мне просто необходимо Ваше разъяснение, что тогда считалось музыкой высокой, а что нерадивой попсой и может ли быть, что тогда музыка светская считалась вульгарной, а теперь мы ее воспринимаем как шедевр?


Сканави Алексей пианист— Можно по крайней мере начать говорить об этом… В оценке каждого конкретного произведения, с точки зрения попса это или нет, я бы затрагивал такие вопросы: Кто написал? Для кого? Какова функция этого в культуре? И что имеем на выходе (технологически). 


— То есть каждое произведение надо рассматривать отдельно?

— Не обязательно. Просто надо понимать, что сейчас рейтинг и рынок определяют те, кто раньше вообще не определял ничего, а просто пахал, сеял, ходил за скотиной или стоял за конвейером… Для них то, что для «немногих» 100-летней давности было попсой, сейчас — «жесткая» классика ))
 
— Именно! А как развеять этот продюсерский миф гениальности?
 
— В эпоху медленного распространения информации не было такой отчаянной необходимости продать. Настоящую «голимую попсу» как отвратительную масс-культуру придумали (специально) те, кто понял, что, взяв с плебеев по 10 копеек, можно заработать в миллион раз больше, чем взяв с аристократов по 100 рублей…
 
— Но возвращаясь к аристократам тех времен, у них видимо тоже была потребность в попсе? И помимо них были те, кто, кажется, разбирался в музыке получше, например Порпора?
 
— У них была потребность в развлечении, в отдыхе, а не в попсе.
 
— Отдых, так так… То есть в церкви им не отдыхалось?
 
— А Вам бы отдыхалось?!
 
— Стоя, пожалуй, нет. Но ведь в католических храмах скамьи. Вот мы подобрались к сути: то есть их напрягала церковная музыка чем?
 
— Ну вообще-то посещение церкви (неважно, сидя или стоя) — это в принципе не отдых, а некоторая внутренняя работа. А функция церковной музыки — быть частью богослужения. Следовательно, церковная музыка предназначена не для людей…
А развлечения — это банкеты, танцы, охота и т.п. И для всего этого тоже была своя музыка!
А во второй половине 18 века, наконец-то появляется музыка для слушания, а не для сопровождения вышеперечисленных процессов. Появляются первые филармонии и концертные залы, т.е. основа будущего шоу-бизнеса.
 
— Теперь понятно, но надо также понять, музыка сопровождающая банкеты, танцы, охоту, была ли она плоха и ниже качеством по сравнению с церковной? Или она начала портиться и попсеть с появлением филармоний?
 
— Нет-нет, она не была плохой, просто к ней были совсем другие требования!) Она не подчинялась таким жестким канонам, как церковная, не была такой ученой. Поэтому, с точки зрения церковных музыкантов она была плоха, «была иной» ))
А с появлением филармоний музыка стала выше качеством, безусловно. Так как церковную и светскую музыку стали писать одни и те же композиторы — как правило, хорошие!
Называть попсой развлекательную музыку 18-19 вв. принципиально неправильно. Те же дивертисменты Моцарта и Гайдна — это музыка для сопровождения банкетов. Но они от этого не хуже по качеству, просто у них не такие задачи, как у музыки для слушания — например, сонат, концертов и симфоний. То есть не надо их принижать, но и не стоит слушать их, закатив глаза ))
Слово же «попса» говорит о снижении жанра, а не о недостаточном его развитии или изначальной ущербности. Попса появляется, когда масса диктует рынок. 
 
— Что же тогда было попсой? 

— На, самом деле попсы тогда не было, так как масса не существовала еще как решающий и объединенный класс.
 
— Фактически одним и тем же языком — например, русским — можно написать прекрасное стихотворение, договор аренды, перевод Библии или матерный анекдот. Язык не становится от этого ни лучше, ни хуже, ему все равно, он просто живет. Точно так же и Моцарт, например, писал дивертисменты, масонские кантаты, концерты для фортепиано с оркестром, детские песенки, оперы и реквием. Одним и тем же языком — моцартовским. Просто не надо договор писать в стихах, а в церкви материться… ) 

P.S.
О том, что считать классической музыкой читайте здесь

Алексей Сканави

Зачем детям эта музыка, или как полюбить классику

С началом учебного года родители срочно начинают распихивать детей по всевозможным кружкам...
Прочитайте больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *