автор: КСЕНИЯ ФЕРЗЬ
Лариса Эванс о прародителях американского светского этикета
Дама савойского ордена Свв. Маврикия и Лазаря, дипломированный тренер по специальности The Polishing Program & Social Skills, совладелица международной школы этикета ISE рассказала о том, кто стоял у истоков американского высшего общества и в чьей юрисдикции сексуальный скандал Билла Клинтона.
Лариса Эванс
Larisa Evans
Мы привыкли считать, что социальная и бытовая культура Северной Америки гораздо проще, демократичнее европейской. И, надо сказать, особенно русских, потерявших рельефность национальной бытовой культуры, это и привлекает, и раздражает. Действительно ли есть причины для такой реакции?
Л.Э. На самом деле американцы просто придерживаются другой модели поведения. Помните знаменитую американскую улыбку? Они всегда очень приветливы, улыбчивы, дружелюбны – причем со всеми, даже с незнакомцами. Они видят вас в первый раз, а ведут себя так, как будто уже любят вас давно. Но это не значит, что на деле они и правда так к вам относятся. Это как раз особенности их этикета.

А нас это раздражает, потому что мы привыкли так вести себя только с близкими друзьями. С остальными мы ведем себя равнодушно, даже хмуро. И это объясняется не только наличием сурового климата, но нашей суровой историей. И именно поэтому мы искренни в нашем проявлении радости. Впрочем, этикет – это не про искренность, а как раз про то, как иногда надо скрыть свое истинное настроение или отношение.

Европейцы другие – они более чопорны, и хоть будут дружелюбны, но никогда не переступят той черты, за которой начинается фамильярность. А американцы в своей приветливости могут быть излишне фамильярными.
Американская аристократия, кто ее определяет? Самые яркие, на Ваш взгляд, личности, оставившие след в мировой истории поведенческих прототипов.
Л.Э. Это сложный вопрос, и без исторических фактов, которые мало кому известны, нам не обойтись. Аристократическое общество Америки формируется с 19 века с первыми голландскими переселенцами так называемыми "Бриджами – "Knightbrockers". Многие известные голландские семьи – Ринеландерсы, Ван Ренсселэерсы и Рузевелты – формировали так называемую «старую элиту». Эти семьи хорошо знали истории своих родов, и эти истории были вписаны в жизнь города Нью-Йорк, в котором они жили. Именно эти фамилии составляли высшее американское общество. Затем частью этого общества стали Уэлш Джонезес, Морризес, шотландцы Ливингстон и Александерс, ирландцы Эмметс и Бересфордс.

Получается, первоначально к высшему сословию принадлежал главным образом голландский Нью-Йорк, но затем этот город стал местом жительства различных национальностей, и это этническое разнообразие проникло в высшее общество. Французские гугеноты семей Делансе, Пинтард, Сойке, англичане и шотландцы семей Фиш, Уолтон, Смит, Барклей, Длафилдси Кларксон, немцы Бикманс дали аристократии разнородность, недостающую англосаксонскому Бостону. Однако нельзя умалять достоинства Бостонского и Филадельфийского высшего общества.
Есть предубеждение, что американцы могут купить все, и даже титул – как в дальнейшем развивался американский свет?
Л.Э. Женщины в Америке отвечали за культурное наследие и аристократичность стиля жизни. Женщины высшего общества отличились от денежных карьеристов и нуворишей строгим этикетом: правильной речью, элегантными движениями, дресс-кодом – это был их культурный капитал. Самой влиятельной из женщин была леди Астор, семья которой устраивала самые пышные балы. Попасть на эти балы было сложно и очень престижно.

Однако в стране, основанной на идеале равенства, исключительность не могла сохраняться долго. Распространились различные руководства по этикету, написанные, к примеру, такими авторами, как Мэри Элизабет Уилсон Шервуд, Констанс Кэри Харрисон, и позже Эмили Пост. Эти авторы имели близкие личные связи с нью-йоркским высшим обществом и использовали его культурные стандарты для своих сводов правил поведения. Они адресовали руководства по этикету прежде всего среднему классу и способствовали образованию культурного общества и одновременно популяризировали его, делая его доступным. Люди готовы были тратить большие деньги на обучение хорошим манерам, гардероб и другие атрибуты высшего светского общества. Жаль, что сейчас это лишь часть красивой эпохи.
~
~
Назовите, пожалуйста, ключевые отличия американского современного этикета от европейского по сути и по практическим деталям.
Л.Э. По сути – американский этикет упрощенный и примитивный, менее регламентированн ый, ригидный и требовательный. В нем допускается больше свободы действия и разных поведенческих вариантов.

В деталях – например, если говорить о столовом этикете, то американцы перед трапезой режут мясо или, например, салатные листья на мелкие кусочки, а потом едят правой рукой, переложив в нее вилку, а левая рука покоиться на колене. За постоянное перемещение приборов этот стиль получил название "zig zag". У европейцев это недопустимо – приборы используются почти всегда синхронно. Нужно каждый раз отрезать себе кусочек, прежде чем класть в рот. А салатные листья вообще не режут, а заминают.
Как президенты Америки нарушают протокол, мы знаем на примере Барака Обамы, как идут против приличий, знаем на примере Билла Клинтона, но почему они так делают? Как Вы считаете, если это маркетинговый ход, то какой посыл в нем подразумевается?
Л.Э. Возможно, в случае с Мишель Обамой – когда она похлопала королеву по спине и приобняла ее, прослеживается элементарное незнание протокола. Однако наличие жевательной резинки на официальном ужине в Букингемском дворце и нарушение регламента самого ужина – это уже вопиющее отсутствие элементарного такта. Сложно поверить в то, что у Белого Дома нет средств и возможности иметь дипломированного протоколиста. Есть два варианта – невежество или политическое доминирование посредством игнорирования известных и уважаемых законов этикета и протокола. Что касается Била Клинтона и морали, то это уже вне области этикета. Однако, следует заметить, что поведение семьи Клинтон в рамках международного этикета выгодно отличалось от поведения нынешней президентской семьи.
Скажем, сейчас в России нет четкого понимания того, какого этикета придерживаться. Английский хорош тем, что жива королевская семья – хранители наследия в очевидных примерах; французский – своим врожденным очарованием, а Американский – тем, что "так тоже можно". Как Вы считаете, может ли в России выкристаллизоват ься аутентичный этикет? Что могло бы стать его основой? Есть ли в этом потребность?
Л.Э. Конечно может. У нас сейчас сложное положение – после 1917 года старый этикет в России был уничтожен, а новый не был создан.

Российский дореволюционный этикет – это некий симбиоз старорусских правил поведения (мало кто знает, что еще при Владимире Мономахе, в 12 веке, была написана книга "Поучение к детям" – сборник основных советов по поведению), английского этикета (царская семья была тесно связана с английским королевским домом) и французского этикета (Франция всегда была по духу близка русской аристократии – из Франции они заимствовали язык, светские обычаи, сервировку, моду). Именно на эпоху Николая II приходится расцвет этикета.

А первый советский посол Александра Коллонтай в 1921 году писала в своей книге, посвященной советским дипломатам, как себя вести на светских приемах: «Не чихать, не грызть семечки, не зевать, не плевать на пол». Более того, в советские времена многие правила традиционного этикета считались, наоборот, чем-то буржуазным, чуждым истинному советскому человеку. Но сейчас царит время, когда традиции возрождаются, мы активно интегрируемся в мировое сообщество и, принимая правила их культуры, могли бы поделиться и своими традициями и правилами. Так что, мне кажется, пришло время для воссоздания российского этикета. На мой взгляд, это, опять же, может быть соединение европейской модели, континентального этикета и частично русских традиций.
Чего не хватает американской социальной, светской, бытовой культуре? А российской? А европейской?
Л.Э. Американской культуре явно не хватает знания, а также уважения к другим культурам. Если вспомнить начало нашей беседы – общество, сформированное с начала 17 века, стремилось к высокому этикету и к старинным сохранившимся традициям и законами. На сегодняшний день мы наблюдаем тенденцию к размыванию всяческих граней, стремление к упрощению всего, а также доминированию и навязыванию своих ценностей. Будет крайне грустно, если мир превратится в один большой Макдональдc.

Российской культуре не хватает самых обычных основ бытовой культуры. Идешь у нас по улице, по центральной, по Тверской, к примеру, и видишь людей, прилично одетых, нормальных, но при этом они могут, простите, плюнуть на мостовую, сморкнуться в кулак. Это ужасно (сразу вспоминается Александра Коллонтай). Столовые манеры оставляют желать лучшего – надо банально учить детей с малых лет правильно есть. С дресс-кодом у нас большие проблемы. В общем, необходимо для начала устранить незнание базовых правил этикета, обучить людей основам. А дальше просто нужно развиваться и самосовершенство ваться. Сейчас много адекватной литературы, посвященной этой теме. Главное – не пользоваться только американскими учебниками и книжками по этикету, написанными не дипломированными специалистами.

В Европейских странах большая проблема с массовой эмиграцией, интеграцией эмигрантов и прививанием им европейской культуры, выходцам из колоний. Часто они приезжают со своим уставом и дресс-кодом (пример – разговоры о том, что рождественская елка может обидеть верующих эмигрантов, массовое хождении женщин в хиджабах по европейским улицам).

Я живу в Европе и наблюдаю за всемирной глобализацией, и в итоге я создала модуль для школ – "Citizen of the World", где мы с детьми из разных стран учимся толерантности, уважению друг друга и пониманию своих культурных различий. Ведь основные постулаты этикета – это уважение друг к другу. Главное кредо этикета, знаете какое? «Комфортно мне, комфортно со мной».
Это тоже интересно!