Ольга Хорошилова о русской моде до, во время и после …

Ольга Хорошилова историк моды
Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

 Ольга Хорошилова

Olga Khoroshilova

Историк костюма, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета Технологии и Дизайна и автор нескольких книг об исторической моде: «Всадники особого назначения», «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II», «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III» и готовящейся к выпуску «Молодые и красивые. Мода 1920-х годов» пояснила, почему аристократы не в тренде, а как бы над всем этим…

 

Loyalroyal.me Ольга, Ваша книга «Костюм и мода российской империи в эпоху Александра II и Александра III» охватывает эпоху, которая венчает аристократическую культуру русского мира. Действительно ли аристократизм выветрился из моды и стиля России окончательно с уходом империи? 

О.Х. Аристократический дух никуда не исчез с началом Октябрьской революции. Во-первых, еще в 1920-е-начале 1930-х годов в столице и Ленинграде продолжали работать те мастера, которые когда-то шили для первостепенных русских аристократов. Достаточно назвать имя Надежды Ламановой, которая не эмигрировала, хотя имела такую возможность, а осталась в советской России. Лёгкий флёр былого величия ощущался в произведениях некоторых советских мастеров в 1950-е годы. Новая волна увлечения распрекрасной имперской Россией началась в 1990-е, после развала Советского союза. Сегодня влияние русского имперского стиля ощущается в работах Валентина Юдашкина, Татьяны Котеговой, Алёны Ахмадуллиной, Татьяны Парфёновой.

 

«Главный признак столичной аристократии – запаздывание. Нельзя было шить платья «по последнему писку моды», потому что именно так поступали купчихи.»

 

Loyalroyal.me Каковы стилистические особенности представителей разных социальных классов докоммунистических времен?

О.Х. Об этом следовало бы написать отдельную книгу. Но, если кратко, то, к примеру, крестьяне сочетали элементы национального костюма с городской одеждой. То же делали и некоторые купцы. Впрочем, среди них были и те, кто ненавидел купеческие «чуйки» (род верхней одежды), бороды и шаровары. Такие ходили записными щеголями по Невскому проспекту и неслись по Тверской в отличнейших экипажах. И таких было почти невозможно отличить от аристократов.

Хотя, пожалуй, одно отличие все-таки существовало. Аристократки, особенно петербургские, не позволяли себе излишеств в аксессуарах и никогда не спешили копировать тенденции светской моды. Главный признак столичной аристократии – запаздывание. Нельзя было шить платья «по последнему писку моды», потому что именно так поступали купчихи. К тому же, петербургская знать нарочито вела себя скромно, экономила напоказ и всерьез осуждала новые способы перелицевать старое платье или сшить из нескольких старых одно новое. В среде офицеров-аристократов тоже были свои кредо стиля. К примеру, считалось, что офицер-гвардеец должен обладать не шиком, а сверх-шиком, главная особенность которого заключалась «в отсутствии всяческого шика».

 

«Печально, что в нашей стране войны часто определяли стили и диктовали тенденции.»

 

Loyalroyal.me Сейчас идет много толков о необходимости в российской модной индустрии национальной идентификации. Какие черты и детали исторического русского костюма на Ваш взгляд было бы актуально воскресить в лекалах и украшениях современных русских дизайнеров?

О.Х. Русский стиль уже звучит во многих коллекциях Татьяны Парфёновой – вспомним хотя бы её превосходную коллекцию «Красавица» 2006 года, показанную в стенах Русского музея. В ней Татьяна Валентиновна гениально сочетала барокко, Высокое Возрождение и русский этнографический стиль. Русский стиль – это многие коллекции Вячеслава Зайцева и некоторые экзерсисы Валентина Юдашкина. Без русского стиля не мыслима Ульяна Сергеенко. Почти все ударные коллекции Алёны Ахмадуллиной связаны с какими-то темами из русской истории, фольклора, искусства. Модельеры, выступающие под маркой Nina Donis, в 2012 году показали коллекцию на тему русского ватника. А ведь ватник – это и Московская Русь, и войны, и советские лагеря…

Loyalroyal.me Назовите, пожалуйста, несколько самых выдающихся ювелиров и кутюрье имперской России.

О.Х. Среди самых известных кутюрье имперской России были Ольга Бульбенкова, Надежда Ламанова, Август Бризак. Лучшие мужские костюмы заказывали в доме моды Лидваля на Невском проспекте. У него, в частности, заказывали себе костюмы Феликс Юсупов и Владимир Дмитриевич Набоков. Среди самых известных ювелиров были, конечно же, Фаберже, Болин, Зефтингер, братья Грачёвы… России действительно есть, кем гордиться.

 

«Офицер-гвардеец должен обладать не шиком, а сверх-шиком, главная особенность которого заключалась в отсутствии всяческого шика.»

 

Loyalroyal.me Как российская историческая мода перекликалась с модой зарубежной? До какого периода ее можно было бы назвать эстетически независимой?

О.Х. Думаю, русский костюм был всегда чрезвычайно восприимчив к другим национальным стилям. В истории России были периоды, когда на костюм влияли османы и татаро-монголы, поляки и венгры, маньчжуры и японцы, англичане, французы, пруссаки. Это хорошо и плохо. Хорошо потому, что заимствования из других национальных стилей − это признак толерантности. Плохо потому, что причиной этих заимствований зачастую становились войны, в которых Россия участвовала. В нашей стране войны часто определяли стили и диктовали тенденции.

 

Loyalroyal.me Портреты каких исторических персонажей Вы бы поместили на иконостас стиля? В чем их эстетическая гениальность?

О.Х. Иконами русской моды были, во-первых, сами Романовы. К примеру, Александр II носил бакенбарды и любил прическу с зачесами на виски. Бакенбарды, как и прическа, стали очень популярны среди русских мужчин, в особенности военных. Императрица Мария Александровна обожала все оттенки голубого и сделала этот цвет очень популярным среди русских дам. Иконами стиля были и аристократки. При том некоторые из них, к примеру, княгиня Софья Трубецкая и Варвара Римская-Корсакова, стали главными иконами стиля в Париже во времена правления Наполеона III… О том, как они влияли на моду, подробно написано в моей книге «Костюм и мода Российской империи».

 

Император Александр Второй

Император Александр II

 

Императрица Мария Александровна

Императрица Мария Александровна

 

Loyalroyal.me Кто из коллекционеров предоставил свои собрания для Ваших книг?

О.Х. В двухтомнике «Костюм и мода Российской империи» большинство иллюстраций – это фотографии из частных собраний. Из 1600 снимков, вошедших в книги, около 60-70 предоставлены частными собирателями, моими коллегами. Превосходные снимки предоставил Артём Классен, молодой, но уже весьма опытный коллекционер и знаток истории русской фотографии. Владимир Авдеев, другой петербургский коллекционер, также помог мне, разрешив опубликовать ряд чудесных фотографий. Хотелось бы также назвать харьковчанина Сергея Володарского, который предоставил потрясающие редкие снимки, в том числе русских дам и господ в обворожительных маскарадных костюмах. Большинство фотографий было опубликовано впервые и они, безусловно, украсили обе книги.

 

"Костюм и мода российской империи в эпоху Александра II и Александра III" "Костюм и мода российской империи в эпоху Александра II и Александра III" "Костюм и мода российской империи в эпоху Александра II и Александра III"

 

Loyalroyal.me Расскажите, пожалуйста, о Вашей новой книге «Молодые и красивые. Мода 1920-х годов.» О ком она? Кому она определенно полезна для чтения?

О.Х. Книга, которая готовится к выходу, – первая в России монография, представляющая все аспекты моды и стиля двадцатых – 400 страниц и более 500 иллюстраций. Там будет много новой информации и самых разнообразных аспектов − от икон стиля и модельеров до египтомании и авангардного искусства. Будут опубликованы не только оригинальные вещи, но и живописные работы, графика и редкие фотографии из частных коллекций, в том числе из моей, а также из коллекции историка моды Александра Васильева. Мой коллега, коллекционер Артём Классен предоставил для книги просто уникальнейшие снимки – ленинградского фотографа эпохи НЭП Вячеслава Коваленко. Почти вся жизнь и культура двадцатых годов – от Первой мировой войны и «Гарлемского возрождения» до травести и свободной любви – представлены сквозь призму моды и стиля. Книга написана живым языком, и я надеюсь, она будет интересна самому широкому кругу читателей. Однако сейчас подобные большие и дорогие проекты не под силу даже крупным издательствам. Поэтому я решила собрать средства с помощью краудфандинга. Мы сделали специальный ресурс, где все желающие могут помочь средствами на издание книги.

 

P.S.

Поддержать издание книги-альбома Ольги Хорошиловой «Молодые и красивые. Мода 1920-х годов.»

Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK
Теги
Ксения Ферзь

Лариса Эванс о прародителях американского светского этикета

Лариса Эванс Larisa Evans Дама савойского ордена Свв. Маврикия и Лазаря, дипломированный...
Прочитайте больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *