Ольга Прокофьева о русских традициях, которые копировал запад

ольга прокофьева мир забытых вещей

Ольга Прокофьева

Olga Prokofeva

Исследователь старинного быта, исторического этикета и автор бестселлера «Мир забытых вещей» рассказала, какие русские традиции прижились на западе и что в менталитете современного человека от быта дворянского сословия.

 

Loyalroyal.me Россию часто уличают в том, что после петровских реформ она живет, нервно поглядывая на Запад, не хуже ли здесь, чем там? С другой стороны самобытная боярская Русь почти недосягаема в современном самосознании. Расскажите, как действительности преобразовывался Российский быт?

О.П. Что греха таить, Европа тоже копировала другиx. Так уж получилось, что Россия располагается между Европой и Азией и их влияние всегда было ощутимо в России. Конечно говоря про реформы Петра I, следует вспоминать политическую и экономическую ситуацию Европы и России конца XVII – начала XVIII веков. Европейские реформы царя привели к усилению военной мощи России, a так же отразились и на культурно-духовной жизни знати, которaя сталa выглядеть и вести себя как европейская.

Но несмотря на это копирование, или благодаря этому копированию, стало появляться «новое дворянство», расцвет которого пришелся на конец XVIII — начало ХХ веков. И все из-за того, что хоть общество и копировалo европейские нравы и обычаи, но делалo все же это по-своему, на свой лад. Получился симбиоз русских обычаев с европейскими.

Например, на балах европейский полонез, минуэт чередавали с русской пляской. Сама императрица Елизавета Петровна превосходно танцевала, как русскую пляску так и минуэт. А в XIX веке русской пляскe обязательно обучали дворянских детей. В свое время умением танцевать «русскую» славилась знаменитая княгиня Зинаида Юсупова.

На обеденных столах европейские пладеменажи соседствовали с русской посудой: с чарками, квасниками, самоварами. Праздновали Рождество Христово, по немецким обычаям, но с характерным для русских изобильным столом, а позже зимой широко отмечали чисто русскую языческую Масленицу.

А какой вечерний чай без самовара? Кстати до 1917 года в дворянских кругах России господствовал именно «вечерний чай», а не чопорный английский «five o’clock tea». В старинных поваренных книгах и книгах по этикету даже писались отдельные главы, посвященные вечернему чаю, в которых рассказывали, как следуют сервировать стол, что подавать, как рассаживать гостей, как вести себя, в каких туалетах приезжать.

Что чай!? Простая подача блюд, может рассказать целую историю! Многие уверены, что мы заимствовали европейскую столовую культуру, но мало, кто знает, что cегодня на западе распространена сервировка стола по русски. Более того, именно эта сервировка принята в ресторанах категории fine dining по всему миру. Считается, что service à la russe ввел князь Александр Борисович Куракин, будучи послом во Франции. Именно ему пришла идея сервировать блюда по русскому обычаю, поочередно и порционно в порядке появления в меню ставить их возле каждого из гостей. Если при французской сервировке горячее неизбежно остывало, то при русской сервировке блюда успевали съедать горячими.

Французам это пришлось по душе, и уже к середине XIX века сервировка à la russe распространилась по всем европейским странам. Сама же французская сервировка представляет из себя единовременное множество блюд на столе. История любит парадоксы. Начиная с советских времен, новогодние столы большинства россиян, где выставляют все и сразу — холодные и горячие закуски, фрукты, главное блюдо, десерты, различные алкогольные и безалкогольные напитки — накрыты à la française.

 

Loyalroyal.me Какие отголоски дворянского менталитета, этикета теплятся в современном российском быту?

О.П. Отвечая на этот вопрос, невозможно не упомянуть про то, что же такое этикет и, что из себя представлял дворянский этикет, его главные принципы. Этикет — в переводе с греческого — «обычай», т.е свод правил и формальностей, которые касаются прежде всего поведения человека в обществе. Как мы знаем, манеры не наследуются, —  они приобретаются путем воспитания с детских лет. Именно так воспитывали детей в дворянских семьях и сегодня это называют «дворянским воспитанием». На самом деле дворянское воспитание — вовсе не какая-то методика или педагогическая система. Прежде всего это образ жизни, стиль поведения, которые усваивались детьми сознательным и бессознательным образом каждый день с самого раннего возраста.

Нужно четко понимать, что в прошлом поведение человека и особенно дворянина строго регламентировалось в зависимости от положения в обществе, родовитости семьи, титула, возраста. От этих факторов зависело то, насколько глубоко будет дворянин знать, например, тонкости светского, придворного этикета и протокола. Но основой для всех дворян независимо от их происхождения, был ряд общих поведенческих правил. Прежде всего — быть учтивым, добродетельным, сдержанным, приветливым, честным, добросердечным.

Помните еще в литературном памятнике «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» было сказано: «Не славная фамилия и не высокий род приводят к шляхетству, но благочестные поступки и добродетели, украшающие шляхтича, коих три: приветливость, смирение и учтивость.» Кстати, «Зерцало» было популярно, не только при Петре I и его системе мотивирования населения заслуживать чины. Эта книга о правилах хорошего тона и поведении в обществе еще долгие годы была актуальна и потому неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX века.

Многие из нас даже и не догадываются, что помогая даме, например, при выходе из транспорта, или с почтением отнесясь к возрасту, или умело выйдя из затруднительного положения, сохраняя при этом собственное достоинство и не влeзaя в склоки, унижения и месть, поступают подчас как настоящиe дворянe.

Поведение дворянина определялось еще и определенным набором знаний, например начитанностью, умением вести светский разговор, навыком эпистолярного общения, и, конечно же манер: умением красиво сидеть, ходить, принимать пищу. Поэтому нельзя сказать, что представителю дворянского сословия было достаточно внутренней добродетельности. Внешняя и поведенческая культура непременно сопровождала внутреннюю дисциплинированность.

 

Loyalroyal.me Какие отголоски постсоветского мировоззрения, вы считаете, мешают современному имиджу страны?

О.П. До 1917 года дворянство жило по-своeму, а народ жил в согласии со своей поведенческой нормой, соблюдая обычаи старины. Поведенческая модель простого народа изменялась, но очень незаметно, и до 1917 года оставалась практически такой же как и в допетровское время. Но нужно помнить, что простой люд вплоть до 1917 года был набожен, почитал стариков и старейшин в деревне, следовал установленным правилам общины. Потому, та грубость, суровость, которая господствовала в среде простого народа, смягчалась.

Все изменилось коренным образом после 1917 года. В обществе, где только что отменили сословия, порицалось все, что хоть как-то напоминало старую жизнь: следить за своим внешним видом, хорошие манеры, воспитание. Бытовая культура нивелировалась. В отношениях стали допускаться такие негативные явления как резкость и грубость, нежелание считаться с иной точкой зрения. Тех, кто не соответствовал пропагандистскому стандарту сравнивали с в уничижительном значении и любили для этого использовать титулы: «Ишь ты, принцесса какая нашлась.»

С момента основания и до момента распада СССР важен был советский человек в коллективе. Это был «новый человек», который был должен быть ориентированным на труд, показатели, быть полезным партии, быть частью коллектива. Для этого требовались простые правила поведения. Можно сказать, что любые правила — это этикет, а значит этикет был и в советское время. Но в классическом понимании этикет сохранился тогда только в дипломатической среде.
Несмотря на то, что в поздние годы существования СССР стали говорить про культуру поведения, печатать книги, вести беседы, но изменить те привычки в поведении, в образе жизни, которые передавались в семьях из поколения в поколение уже не могли. Pазвал СССР и последующие за этим лихие и совершенно дикие 1990-е, увы только усугубили дело. Грубость, хамство, нарочитость, агрессия стали обыденностью и закрепились особенно в провинциальных городах России. И на мой взгляд они очень портят как имидж России, так и жизнь самих русских.

 

Loyalroyal.me А что способствует укреплению бытовой культуры в стране кроме режимной пропаганды?

О.П. Как история нам показывает, в любой стране, если нет стабильности и спокойного развития, нет и устоявшихся гражданских институтов, нет спокойных, уверенных в своем будущем граждан, то, конечно, ни о каком этикете речь не идет. Возьмем хотя бы Францию и Англию, которые сегодня называют родинами классического этикета и рассмотрим их жизненный уклад, например в 1400-е годы. В первой трети XV столетия Франция под властью англичан; весь век не прекращаются войны. В самой Англии дела обстоят не лучшим образом. XV век для Англии — это серия вооружeнных династических конфликтов и войн, самая известная из них — война «Алой и Белой Розы» 1455 – 1485 гг.

Попав в эти государства в то время, мы бы точно не смогли назвать их странами классического этикета. Дикость, грубость, невежество, грубое и дерзкое поведение — вот что господствовало в то время. А не изящный этикет и его правила обхождения благовоспитанного человека. Про этикет, в то время когда вокруг тебя каждый день кого-нибудь убивают, даже аристократы не могли думать.

Если и можно говорить про этикет того времени, то только в Италии. Именно там стали зарождаться и развиваться светские манеры, правила приличного поведения. И все это было возможно из-за того, что в это время Италия жила в относительном спокойствии и общество было обращено к искусству, а не занято вопросом выживания в череде бесконечных воин, вызванных политической нестабильностью.

Ксения Ферзь

Жу Монтвилайте: «Всегда думай, что зритель умнее, чем ты»

Живиле (Жу) Монтвилайте [Jivile Montvilaite] - режиссер-постановщик самых масштабных театрализованных праздников. На счету...
Прочитайте больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *