Слово о популярной медитативной музыке

1185841_549973525051756_1105634433_n

 

LOYALROYAL.ME: Что предшествует  жанру популярной медитативной музыки?

ЕКАТЕРИНА МАТВИЙЦЕВА: ~ Популярная медитативная музыка – это даже не жанр, а жанровая сфера, которая охватывает несколько направлений. Интерес европейцев к экзотике Востока исчисляется не одной сотней лет. Двадцатый век – поистине противоречивая и динамичная эпоха – ознаменовался глобальным кризисом, охватившем не только искусство, нравственность, религию, но и науку, экономику, политику, медицину и т. д. Неудовлетворенность европейцев существующим положением вещей, стремление к преодолению дисбаланса в разных сферах жизни, поиск альтернатив духовно выхолощенной массовой культуре – все это послужило импульсом для обращения жителей западных стран к традиционным культурам Индии, Тибета, Африки, Кубы, Японии.  В результате чего, помимо многих других интереснейших культурных явлений, возникла и жанровая сфера популярной медитативной музыки.

 

Чем же она характеризуется?

Термин «медитативная» возник, очевидно, спонтанно в среде бытования и указывает на предназначение: музыка для медитации, релаксации, отвлечения. Определение «популярная», добавленное нами, указывает на доступность композиций для широкого слушателя, легкость ее восприятия, многочисленность аудитории, общность её музыкального языка с выразительными средствами популярной эстрадной музыки и существование её в рамках традиций эстрадного исполнительства. С другой стороны, эта музыка является, в некотором роде, элитарной, поскольку рассчитана на аудиторию, интересующуюся собственным духовным развитием.

 

Кто является авторами популярной медитативной музыки?

~ Обобщенный портрет музыканта может выглядеть примерно так: европейское происхождение, профессиональное музыкальное образование, интерес к культуре Востока (возможны путешествия в Индию, Тибет, Китай для получения опыта общения с восточной культурой и музыкой, или даже смена места жительства – из европейского шумного мегаполиса в не менее шумный, но гораздо более яркий восточный город). Если говорить совсем обобщенно, то одними из «первопроходцев» слияния европейской страды и восточных интонаций стала группа Beatles, хотя, конечно, нельзя называть их музыку медитативной. Сейчас в рамках слияния европейской и восточной культур творит великое множество музыкантов: назовем хотя бы Deva Premal, Karunesh, Oliver Shanti, Hein Braat, Enigma.

 

Что они выбирают из того необъятного спектра, который предлагает восточная культура?

~ Прежде всего, это инструментарий и интонации. Ситар, саранги, диджериду, табла, сякухати – это новые яркие краски в палитре традиционных инструментов, они придают музыкальной ткани яркость, свежесть, подобны дыханию свежего ветра. Если говорить о жанрах, то настоящим открытием для европейцев стала культовая музыка, в частности, мантры.

 

Но ведь мантры – это сакральные заклинания, как же они могут относиться к популярной эстрадной музыке?

~ Применение мантр европейскими музыкантами – это своего рода адаптация для неподготовленного слушателя. Например, в Интернете можно найти аудиозаписи исполнения мантр духовными учителями востока – прежде всего, Индии и Тибета —  таких как Саи Баба, Бабаджи, Бхагван Раджниш/Ошо, – с  инструментальной аранжировкой. Кроме того, многие широко известные европейские и американские артисты, такие как Кришна Дас/Джеффри Кагель, Снатам Каур – США, Хейн Браат – Нидерланды, Ратнабали – Индия, дуэт ”Rasa” – США-Германия, Дэва Премал – Германия — включают в свой концертный репертуар и в издаваемые большими тиражами CD-альбомы композиции, основанные на пении классических индийских мантр под аккомпанемент, где наряду с экзотическими для европейского уха «восточными» инструментами используются западные, а также электронные звуковые эффекты и синтезированные тембры.

Не стоит пренебрежительно относиться к экспериментам такого рода, поскольку сами духовные учителя Востока говорят о том, что такого рода адаптация позволяет большому количеству людей прикоснуться к древнейшим и мощным религиозным традициям, познакомиться с ними, почувствовать их дух, взять что-то полезное для собственного духовного развития.

 

Какие еще явления восточной музыкальной культуры проникают в музыкальную сферу запада?

~ Процесс интеграции, пронизывающий все уровни культуры, наверное, уже не остановить. Но, все же, следует сказать несколько слов о профессиональной музыкальной культуре Востока, которая до сих пор остается закрытой для большого количества европейских слушателей и не может быть пропущенa через призму европейского мировоззрения. Такая музыка очень сложна для восприятия – если неподготовленному слушателю включат, например, индийскую рагу (которая, кстати, может длиться вплоть до получаса), то может и голова заболеть!

 

Неужели!?

Попробую объяснить. В европейской музыке октава делится на двенадцать равных тонов (посчитайте черные и белые клавиши на рояле от «ля» до «ля»). В индийской музыке, условная октава (там и понятия такого нет!) может делиться на 22 не всегда равных промежутков. Европейское ухо эти тончайшие нюансы может воспринимать как фальшь, и не в состоянии различить все эти тончайшие нюансы, слыша только «плывущие» интонации. Попробуйте спародировать музыку индийского кино, «играя» голосом, и вы поймете, о чем я говорю.  Примерно то же самое можно наблюдать в профессиональной музыке Китая, Азербайджана, арабских стран.

 

Какие инструменты могут передать эти нюансы?

~ Прежде всего, это человеческий голос! Богатство оттенков этого наиболее совершенного музыкального инструмента, поистине, неисчислимо. Затем смычковые инструменты – например, саранги. Ну и, конечно же, ситар – тот самый «звенящий» инструмент, который прочно закрепился в нашем восприятии как «самый индийский». Огромной популярностью ситара в Европе мы обязаны, прежде всего, Рави Шанкару – королю ситара! Именно он стал одним из первых индийских музыкантов, познакомивших европейцев с индийской музыкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *