Лицо Симонетты Веспуччи в работах Ботичелли

Златовласая Флора, Венера, Мадонна, прекрасная дама с косами, уложенными в невероятно сложные прически, богато украшенные жемчугом. Глядя на эти переплетения так и представляешь себе художника, любующегося этими волосами, выписывающего каждый локон, и даже не верится, что среди портретов прекрасной Симонетты нет ни одного прижизненного. Именно так. Симонетта Веспуччи никогда не позировала художнику. Все работы Ботичелли, дошедшие до наших дней и воспевающую красоту Симонетты в разных образах, написаны великим мастером по памяти.

 

Непорочная красавица эпохи Ренессанса

Прекрасная Симонетта, урожденная Каттанео, была выдана замуж в 16 лет за родного брата Америго Веспуччи, давшего имя целому континенту. Родриго Веспуччи был молод, красив собой, богат и дружил с самыми влиятельными людьми того времени. Не удивительно, что после свадьбы молодая чета тут же прибыла во Флоренцию ко двору Лоренца Великолепного и его брата Джулиано.  
 
Оба брата тут же попали под власть чар прекрасной Симонетты, а Джулиано даже назвал ее своей дамой сердца на одном из турниров. В том, что благородные и романтичные юноши оказались влюблены в утонченную молодую женщину, нет ничего удивительного. Удивительно то, что интриганы и завистники, коих всегда в избытке при любом дворе, так и не нашли пищи для своих сплетен. Симонетта, эта почти еще девочка, сумела повести себя в блестящей Флоренции так, что мирская грязь к ней не приставала.
Сейчас многим будет трудно даже представить, как мог, фактически, хозяин города платонически любить красивую женщину и даже не пытаться добиться ее расположения. Об этой любви знала вся Флоренция, ее воспевали поэты, но ни одного камня не было брошено в это светлое чувство: в любви, сохранившейся в песнях и балладах, в народной памяти должно было быть нечто большее, нежели простая интрижка. К тому же, не стоит забывать, что муж Симонетты был другом Джулиано Медичи, а для людей благородных дружба кое-что значит. 

 

Культ красоты

Профессор Флорентийского университета, поэт Полициано описал Симонетту как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу. Среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом ее привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили ее, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли ее без злобы». 
Как и во всем, впрочем, найдутся критики священного культа. Например, Алексей Гастев усомнился в красоте Симонетты: «Симонетта Веспуччи, урожденная Каттанео, имела плоскую, даже впалую грудь, а живот выдавался, как у беременной, и нос был велик, однако же, подчиняясь внушению Медичи, граждане Флоренции считали ее образцом красоты и прелести.»

 

Муза Ботичелли

Так же платонически, как и братья Медичи, был влюблен в Симонетту и Ботичелли. Он мечтал запечатлеть ее красоту, ставшую для него эталоном, но этим мечтам не суждено было сбыться. Прекрасная Симонетта недолго блистала во Флоренции, в 23 года она умерла от чахотки, искренне оплаканая всей Флоренцией.  
 
А для Ботичелли она продолжала оставаться Музой еще долгие 15 лет. Он писал ее образ по памяти, и лучшие его работы были вдохновлены образом умершей любимой женщины. Возможно, отсюда и некоторая разница в ее портретных чертах, и споры искусствоведов, ее или не ее изображал художник – человеческая память изменчива, и черты даже любимого лица искажаются в ней с течением времени. Идентификация портретов Симонетты, даже подписанных, до сих пор остается спорным вопросом. В течении нескольких веков народная память сохранила для нас поэмы и легенды, но удивительным образом растеряла точные данные.
 
Джулиано пережил свою возлюбленную ровно на два года. Он пал от руки убийцы во время заговора в 1478 году. Ботичелли же прожил еще почти 35 лет, и завещал похоронить себя рядом с Симонеттой.
Мария Павлова

Мифы и факты о фотографиях в жанре пост мортем

О посмертной фотографии сказано, кажется, уже все, что можно сказать. Мы не...
Прочитайте больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *