Средневековые русские иконы и кузнецовское письмо нового времени

Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

Двадцать пятого апреля, в пятницу Пасхальной седмицы 2014 года в Центре Изящных Искусств «Волхонка гранд» при поддержке Фонда Христа Спасителя открылась выставка «Образ Священный». Экспозиция, которая прекрасно вписалась в постоянные интерьеры залов Центра, – одно из редчайших событий в череде подобных, поскольку собрана из уникальных русских икон XV -XIX веков, хранящихся ныне в частных коллекциях.

Образа, намоленные столетиями, удивляют не только искусствоведческий взгляд и эстетическое чувство зрителей. Из века в век в православном образе копилась и хранилась сила первых молитв их создателей и тех, кто, стоя перед ней с открытым сердцем ждал от мира Горнего, чей Образ Священный был на них запечателен, помощи и святого заступничества. И вот, Русская Православная икона превратила выставочный зал в часть храма, а наше стояние перед ней – в невольное безгласное к ней обращение.

 

образ священный волхонка гранд иконы



 

Православная икона, как говорил о ней философ, правовед князь Евгений Трубецкой, – «тот самый смысл, которым жила вся наша Русская старина». Почти весь XX век истинная ценность русской иконы – духовная, молитвенная – сводилась к художественно-эстетическим меркам. Но именно эта, на первый взгляд, неравноценная подмена спасла от уничтожения многие сотни тысяч православных святынь, за что честь и хвала и деятелям искусств России, и частным коллекционерам. Они собирали и сохраняли передаваемое из поколения в поколение художественное наследие Православной Церкви, которое могло быть уничтожено, останься оно в разрушаемых храмах.

В числе собирателей, которые предоставили экспонаты из своих коллекций, Александр Ренжин — эксперт-искусствовед, художник-реставратор высшей категории, Сергей Ходорковский – потомственный русский антиквар. Сохраняя наследие семьи, он также за последние годы вернул на родину из-за рубежа десятки замечательных икон. Михаил Шикалев – бизнесмен и знаток отечественной истории, в его коллекции – редчайшие иконы строгановской школы, и не только они: древнее оружие, предметы быта русской старины. Декоративно-прикладное искусство русского средневековья с ранних лет привлекло внимание и стало основой для серьезного собирательства у Сергея Афонина – выпускника МГУ, кандидата наук.

 

А.РенжинАлександр Ренжин

 

Одна из удивительных икон, которые почитаются как чудотворные, – икона XV века «Богоматерь Грузинская». Несмотря на столь древнее происхождение, она имеет относительно хорошую сохранность, и это прекрасно, поскольку прикосновение к этому лику кажется величайшим дерзновением. От нее исходит ощущение присутствия Той, Что подарила миру Спасителя, рождая в душе трепетное и с тем доверительное чувство, и даже в желании обменяться впечатлениями в этом зале перед ней посетители переходят на шепот.

Еще одна безусловная достопримечательность выставки – икона Богоматери, привезенная из Афона. Исследователи затрудняются определить ее принадлежность к той или иной школе. Закрытая в киот, она мироточит, и в зале, где она выставлена среди других образов, разлит мягкий, теплый аромат.

Несколько икон Святой Троицы, Рождества Христова, Преображения Христова, иконы Спаса Нерукотворного, богородичные иконы – Одигитрии, иконы «Умиление», «Достойно есть…», изображения святых, житийные иконы – на грандиозной выставке собраны ценности, которым, по сути, нет цены в материальном выражении.

 IMG_9458 IMG_9427



Среди экспонатов, служивших мирянам в повседневной жизни – столы, стулья, украшенные резьбой и инкрустацией, сундуки дорожные и сундуки-подголовники – деревянные и обитые кожей с узорами из просечного железа, инкрустированные слюдой… Все эти экспонаты датированы XVIII веком.

Поистине, сколько самоуважения было в наших предках! Каждая из этих привычных для них бытовых вещей для нас стала произведением искусства, чего нельзя сказать о современных, аналогичных по назначению, возможно роскошных, но лишенных ощущения штучной работы предметах быта. Конвейер, даже тот, что выпускает изысканные экземпляры, остается конвейером… И потому так притягательны образцы русского народного декоративно-прикладного творчества, занесенные сегодня в списки антиквариата.

 

Иконы нового века. Кузнецовское письмо

XX век по известным причинам стал веком затишья в создании новых иконописных стилей, и потому самые поздние иконы выставки «Образ Священный» относятся к началу прошлого столетия. Тем неожиданнее и интереснее было увидеть на выставке иконы, совершенно нового стиля, который получил название «Кузнецовское письмо».

Создатель нового стиля иконописи Юрий Эросович Кузнецов с 1994-го по 2012 год написал 1446 икон и 23 складня. Его иконы находятся в Свято-Серафимовском мужском монастыре на острове Русском, в Свято-Георгиевском мужском монастыре, в Спасо-Преображенском монастыре Мурома, в храме Рождества Богородицы г. Фрязино и других обителях, в частных собраниях, а так же составляют основу постоянной экспозиции в МБУК «Выставочный центр» во Владимире, на родине иконописца и в московской Арт-галерее «Кристина».



Volkhonka (42 of 132)Кристина КондратьеваКристина Кондратьева

Кузнецовское письмо отличается тем, что личное ( то есть лик и руки образа), прописанное согласно традиции, продолжается доличным, где одеяние, атрибутика, пространство вокруг фигуры и ковчег уже пишутся росписью, состоящей из орнаментальной системы и множества разноцветных точек и лепестков. Эта роспись создает эффект переливчатого сияния и дыхания. Доличное и ковчег при таком изображении становится удивительной рукотворной ризой, которая не только украшает, но продолжает духовную идею, создаваемого иконописцем образа.

Несколько икон для выставки из собрания частной галереи «Кристина» представлено ее владелицей Кристиной Кондратьевой, автором проекта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Кузнецовские иконы не раз экспонировались на крупномасштабных выставках, часть их них находится в личном собрании Кристины, которое стало художественной основой ее галереи.

В кузнецовской иконе, где поле иконы становится и ее ризой, все находится в динамике, дыхании, движении. Этим она особо наследует молитвенную напряженность всей русской иконописи, которая, несмотря на аскетичность самых ранних произведений, всегда несет в себе сильнейший богодуховенный потенциал, идущий от самого Первообраза, воплощенного иконописцем.

Возможно, икона XXI века и призвана быть более активной – слишком многое потерялось в душах за истекшие десятилетия. Кузнецовская икона взывает к нам и через образ, и искрящийся орнамент, который окаймляет его и активно выявляет его внутреннюю жизнь в действии.



 Ю.Кузнецов.Богоматерь Казанская 75х100 см Доска липовая темпера левкас 2008



Юрий Кузнецов работал в технике vision, рисуя темперой по бархатной бумаге картины-образы, и создал около трехсот настоящих шедевров современного изобразительного искусства. Уникальность жанра vision в том, что воплощаемая обобщенная идея – не продуманный, выношенный в сознании символизм, который можно анализировать в уме, разложив на сознательно подобранный ассоциативный ряд.

Это – внезапная ассоциация, которая возникает по наитию. Слушаете ли вы музыку, испытываете ли некое чувство: вдруг перед внутренним взором возникает визуальный образ, который надо моментально удержать. Как это происходит? Как художник делал это, не допустив ни одной неверной линии, оставаясь на грани точнейшего баланса, где нет ни одного неверного или лишнего штриха, беспорядка, в каком бы изобилии они ни являлись зрителю.

Тем, кто пытался расспросить об этом у живописца, он отвечал: «Не спрашивайте, не знаю. Вот…» – И раскрывал навстречу вопрошающему сложенные ковшиком ладони…



Ю.Кузнецов.Икона Архангел Михаил 75х100 см Доска липовая темпера левкас 2008



Юрий Кузнецов, уроженец Владимирской земли с ее богатейшими православными и историческими традициями, долгое время изучал иконографию во всех ее традиционных декоративных приемах: резьбу, эмаль, фрески и церковный орнамент владимирских храмов и церквей, монастырей, малых и больших городов Православной России…

Он изучал и собирал в душе все, чем проявил себя гениальный талантливый и мастеровитый русский народ. Иконы его чудесно этнографичны, поскольку его вдохновение имело те же национальные истоки, что и у наших предков, которые брали у русской природы краски, формы, линии, создавая сказочный орнамент.

Цветы лугового разнотравья, лесные и полевые, кружевные ветви дерев, шелестящие под мягким ветром, возникают на кузнецовских иконах, образуя неповторимые ликующие орнаменты. Здесь сама природа славит труды Бога-Творца, ведь вся она, Жизнь, торжествующая под куполом синего неба, – Нерукотворный Храм Его, и то, что ее красота становится частью убранства иконы – естественно и закономерно.

Эту жизнеутверждающую философию и стиль иконописи в полной мере унаследовала дочь и преемница Юрия Кузнецова Марина Филиппова. Она переняла его мастерство, однако индивидуальность проявилась, прежде всего, в иной колористике, более яркой, но основанной на тех же принципах: икона едина в каждом своем проявлении. Нет и не может быть в иконописном изображении того, что не служит главному – душе человеческой на пути к Божественному, святому ее смыслу.



2013_123_святитель Лука



С иконы ее работы «Святитель Лука Крымский и Симферопольский», а в миру – гениальный хирург, профессор медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий – смотрит строго. Он и в жизни был таким. В орнаменте ковчега, который замыкает образ, – выстроенность, что созвучно личным качествам и тяжелейшей истории жития современного нам святого подвижника, врачевателя, спасшего в тяжелейших условиях сибирской ссылки немало человеческих жизней, владевшего словом как инструментом для врачевания душ так же беспримерно, как он владел хирургическим инструментом для излечения телес.

Иконы кузнецовского письма пропитаны, как и вся русская православная иконография, великой любовью их автора к Богу и человеку, и нашей родине – Святой Руси, и знаменательно, что именно они оказались в ряду с редчайшими образцами русского религиозного творчества. В этом и признание преемственности нового иконописного стиля, и свидетельство того, что развитие русской иконографии бесконечно. Так, век за веком мир Горний будет нам раскрываться в его бесконечно многообразной Красоте через начинания новых мастеров, грядущие открытия, которые свершаются не иначе, как по воле Божией…

 

P.S.

Выставка «Образ Священный» продолжит работу до 25 мая. Не упустите уникальную возможность видеть то, что возможно не удастся более увидеть, побывать в пространстве, заполненном живой атмосферой русской иконописи, как высочайшего Божественного, гуманитарного и исторического явления. Она есть, по словам князя Трубецкого «бессмертный памятник духовного величия» нашего прошлого, опора духовной жизни настоящего и залог духовного здоровья будущих поколений, которое немыслимо для России без Русской Православной иконы.

 

Автор Елена Кузина
Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK
Галерея Кристина

Средневековые русские иконы и кузнецовское письмо нового времени

Двадцать пятого апреля, в пятницу Пасхальной седмицы 2014 года в Центре Изящных...
Прочитайте больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *