Timeless classic with today's flair
автор: АЛЕКСЕЙ СКАНАВИ
Зачем детям эта музыка, или как полюбить классику
С началом учебного года родители срочно начинают распихивать детей по всевозможным кружкам и секциям, среди которых почетное и достойное место занимает, конечно же, классическая музыка. Правда, не все, к сожалению, понимают, чего именно они ждут от занятий музыкой...
Классику следует не зубрить, а любить
Как ни странно, правильней всего поступают те, кто делает это по привычке – своей или (еще лучше) семейной. Т.е. потому что «так надо», так всегда делали. В самом деле, по большому счету классическая музыка – это одна из необходимых составляющих хорошего воспитания. И совершенно необязательно при этом быть «чемпионом мира по игре на скрипке или на фортепиано».

Достаточно просто любить хорошую музыку, понимать, о чем она нам говорит, и уметь отличать хорошую музыку от плохой. Конечно, для этого неплохо бы уметь немного играть и петь самому – что, собственно, делали и делают все по-настоящему образованные люди, и не только до 1917 года, и вовсе не в каких-то "недоступных" нам аристократических кругах Европы.
~
~
Но беда в том, что наша "лучшая в мире" система музыкального образования, с которой сталкиваются в данном случае родители и их дети, "заточена" именно под воспитание "чемпионов". В большинстве случаев педагоги учат так, как учили их, только хуже. А учили их, что надо детям по многу часов заниматься, играть гаммы и упражнения и регулярно сдавать нормативы по схеме – Бах, этюд, пьеса и 1-я часть сонаты. Что при постепенном усложнении от класса к классу приводит нас к программе музыкальных конкурсов. Что и требовалось доказать. Но ведь чемпионами становятся единицы из сотен тысяч детей, которых отдали в музыкальные школы! Что же делают остальные?

Многие их них получают стойкое отвращение к музыке (т.к. любить музыку и играть гаммы – это совершенно разные вещи) и попросту бросают занятия на том или ином этапе. Другие мужественно доучиваются до более-менее профессионального уровня, а потом не могут устроиться на работу в оркестр. Потому что быть солистами их учили (но не доучили), а играть в оркестре – не учили и вовсе, а это совершенно другая история. Об этом как-нибудь в другой раз.
Как выбрать музыкального педагога
На самом деле, как для тех, кто хочет видеть своих детей чемпионами, так и для тех, кто просто хочет, чтобы они были культурными людьми, самое главное – найти правильного педагога. В первом случае нужен авторитетный тренер – воспитатель чемпионов (что сейчас, при помощи интернета, легко находится и может быть доказано и подкреплено фактами).

Во втором случае это должен быть опытный преподаватель, наподобие гувернера, который не связан нормативными рамками музыкальной школы и может давать ребенку именно то, что поможет ему понять и полюбить музыку. Разумеется, не идя при этом на поводу у родительских восторгов и детской лени. То есть не учить детей играть, что называется «с рук», как дрессированных обезьянок, а мягко заставлять их самих вникать в то, что они делают.

Процесс мучительного обучения музыке остроумно пародировал Шарль-Камиль Сен-Санс [Charles-Camille Saint-Saëns] в пьесе 'Пианисты' из цикла 'Карнавал животных' (оттуда же, кстати, и знаменитый 'Лебедь', который у нас, с легкой руки Фокина и Анны Павловой, превратился в 'Умирающего лебедя'). "Пианист" – страшный зверь, но в него лучше не стрелять – играет, как умеет…

P.S.

Официальная музыкальная страница Алексея Сканави
~
~
Это тоже интересно!