Моцарт разрабатывал доставшийся ему свыше дар с энергией золотоискателя времен «золотой лихорадки». Он, безусловно, напал на золотую жилу, но для того, чтобы извлечь свои музыкальные самородки, Моцарту приходилось перелопачивать тонны руды.
Поэтому из более чем 40 его симфоний мы знаем в лучшем случае две-три, из 17 месс знаем, по сути, только Реквием, из 23 опер всего полдюжины, а из нескольких сотен камерных произведений в репертуаре оказалось не более двух десятков. Это, конечно, вовсе не обязательно означает, что все неизвестные широкой публике сочинения Моцарта некачественные и второсортные.
Отчасти здесь еще дело и в кругозоре исполнителей, зажатых в тиски между консервативным образованием и коммерческими концертами: у них часто просто физически нет времени осваивать неизведанный (хотя и "brand-name") репертуар, либо в их голове вообще не рождается мысль о том, что можно поинтересоваться, а какие еще есть произведения, кроме тех, что играют все…
Я ни в коем случае не призываю читателей немедленно зарыться с головой в каталог Кёхеля, переслушивать всего записанного Моцарта и срочно учиться музыке, чтобы сыграть то, что еще не записано. Просто я считаю, что у каждого образованного человека должен, так или иначе, быть свой Моцарт. А также свой Бах, свой Шопен, свой Чайковский и вообще свое вменяемое представление о классической музыке – так же, как и о литературе, о театре и кино, об изобразительном искусстве, об иностранных языках и еще о многом другом, входящем в область того, что называется культурой (в высоком, я бы сказал, аристократическом смысле этого слова).
P.S. Официальная музыкальная страница
Алексея Сканави