П.M. На мой взгляд, будучи подарком, парфюм – это уже не только сам аромат, но то, с каким посылом он вручен. Подарить мужчине минималистичный аромат с нотами деревянной лакированной доски для игры в го, сопроводив вручение несколькими словами об искусственном интеллекте – это очаровательно и это может задать тон беседы на весь вечер. По-моему это интереснее, чем дарить аромат с растиражированой крышечкой, созданной известным скульптором 70 лет назад. Да, это история – но сегодня мы уже не обсуждаем модернизм. Рене Лалик был одним из величайших художников двадцатого столетия, и дарить флакон, с которого на нас смотрит его хрустальная маска – всегда приятно, это дань истории. Такой флакон приятно подарить, бросив пару слов о величии его ювелирного гения, о его гортензиях, цветущих в музее Орсе в Париже, постаравшись забыть, что сама компания сегодня принадлежит каким-то другим людям.
А можно вспомнить времена японской революции в Париже в конце прошлого века, и тогда рука не поднимется купить флакон Kenzo у компании, которая отстранила собственного создателя от дел. Скорее купишь парфюм Comme Des Garçons – у компании, которая все еще возглавляется ее основателями и, кстати, которой мы обязаны модой на концептуальные ароматы с запахом асфальта или церковных благовоний разных стран мира. Они были первыми, кто включился в игру упаковки или вернее будет сказать выключился из нее. Так и получается, что сама концептуальная, намеренно неизящная упаковка и пресс-релизы о тех историях, которые стоят за созданием парфюмов, подталкивают нас к большей осознанности. А это в конечном счете и есть та грация порядка, который культивирует подход аристократичный, осмысленный и внимательный к тому, что и как располагается у нас на туалетном столике.