Timeless classic with today's flair
автор: МАРИЯ ПАВЛОВА
Портрет мадам Х - картина, едва не сломавшая две судьбы
Имя "Мадам Х", на самом деле, хорошо известно. Это одна из красивейших женщин своего времени, Виржини Готро, эмигрантка из Америки, вышедшая замуж за банкира. Семейная жизнь четы Готро не была счастливой. О любовных похождениях Виржини судачил весь Париж, однако дальше слухов дело не шло. Молодой красавице хотелось блистать, и не просто в свете, а в высшем свете.
Красота Виржини привлекала художников, однако добиться ее согласия позировать пока никому не удавалось...
Джон Сильвер Сарджент - тоже американец, - удачно строивший свою карьеру в Европе, предложил Виржини написать ее портрет. Более того, он даже был уверен, что его работа произведет фурор. В письме приятелю, знакомому с прекрасной Виржини, он так и высказывался: "У меня есть огромное желание нарисовать ее портрет. Также у меня есть все основания думать, что она позволит это, поскольку ждет кого-то, кто сможет передать всю ее красоту. Вы могли бы сказать ей, что я человек потрясающего таланта".
Не сразу, но Готро соглашается...
Шел 1883 год. Работа продвигалась медленно. Мадам Готро вовсе не обладала усидчивостью, так необходимой для модели, а кроме того, ее бурная светская жизнь оставляла ей мало времени для позирования. Сарджент раздражался, но продолжал работу, жалуясь, что красоту Виржини невозможно изобразить.


В процессе он сделал целую серию набросков мадам Готро, по которым можно сказать, что Сарджент был буквально одержим ее профилем. Наконец, подходящая поза была выбрана: красавица стояла в полный рост, опираясь правой рукой о стол и глядя в сторону. Темный фон и черное платье должны были оттенить белизну ее кожи.

Однако, по завершении работы художник усомнился в том, что добился именно того, чего хотел, но работа очень понравилась самой Виржини. Она считала, что после того, как портрет увидит публика, оба они – и художник, и она сама – упрочат свою славу. Сарджент добивался того же самого, а потому, несмотря на сомнения, работа была выставлена в Парижском Салоне в 1884 году под названием «Портрет мадам Х».
Картина, производит фурор, однако вовсе не тот, о котором мечтают художник и модель...
Работа вызвала настоящий скандал среди французского общества. Подпись «Мадам Х» никого не обманула – красавицу Готро сразу же узнали. И если раньше ее любовные похождения расценивались лишь как досужие сплетни, то теперь... Она предстала перед публикой полуобнаженной! Тут важно отметить одну маленькую деталь: на первоначальном варианте картины одна бретелька платья была приспущена.
~
~
Кроме того, оттенок ее кожи, названный злопыхателями «трупным», контрастировал с розовым цветом ушка. В погоне за красотой женщины во все времена шли на все, или почти на все. Для придания коже бледности самые отчаянные пили мышьяк и использовали пудру, в составе которой был свинец. Однако, все эти ухищрения не полагались даме высшего общества! Наносила ли мадам Готро белую пудру, или же, напротив, румянила ушки – да какая разница... Она пользовалась косметикой! И это был приговор.

Не заставили себя ждать и злобные карикатуры, на которых красавица представала в виде пиковой дамы – так шутники высмеивали лиф платья и осиную талию Виржини. Кроме того, сам портрет многие называли карикатурой, сочтя нос мадам неестественно длинным. К слову, на фото-портрете Виржини, сделанном самим Надаром, нос вовсе не такой заостренный, как на работе Сарджента.
Раздосадованный Сарджент решает снять картину с выставки...
Ему не сразу удалось это сделать, а когда удалось, скандал был уже в самом разгаре. Художник переписал бретельку платья, из-за чего чашечка лифа стала выглядеть несколько неестественно, и на долгие годы убрал картину. Из Парижа ему пришлось уехать. Скандал подорвал его репутацию, и заказчики от него отшатнулись.
Сарджент отправился сначала в Англию, а затем в Америку. Выставить картину повторно он решился только в 1905 году. И – о, чудо! – американцы и англичане пришли в восторг! В 1916 году художник продал ее музею Метрополитен, снабдив запиской: "Я предполагаю, что это лучшее произведение, созданное мной".

Прекрасная Готро, вынужденная после скандала оставить свои мечты о высшем обществе, через несколько лет снова расправила крылья. Правда, о портрете Сарджента она предпочитала не вспоминать, а лучшим своим изображением считала работу Антонио де ла Гандара.
Похожие материалы
Популярные публикации из рубрики "Интервью с Наследниками"