Timeless classic with today's flair
автор: алексей сканави
Дизайнер музыкального интерьера Эрик Сати
Музыка — явление очень многообразное и, я бы сказал, многофункциональное. При помощи классической музыки можно воспитывать и прививать молодому поколению основы культуры. Музыка помогает создавать нужное настроение. Еще музыку можно воспринимать как искусство и получать от нее одно из самых изысканных удовольствий. Музыка также может являться частью сложных синтетических произведений — таких, как кино или театр. И, наконец, музыка может служить просто фоном для того или иного действия или процесса или просто для жизни.
Возможно, вы обращали внимание, заходя в дорогой торговый центр, салон красоты, элитный ресторан или хороший отель, что, помимо приветливых лиц и соответствующих интерьеров, вас встречает легкая, приятная и ненавязчивая музыка, даже не всегда понятно, откуда доносящаяся. И даже не всегда можно различить, что именно звучит — да это и не принципиально! Музыка в данном случае является незаметной (но важной) частью обстановки, таким своеобразным, как бы рассеянным в воздухе, предметом мебели. Не случайно французский композитор Эрик Сати [Erik Satie], который считается основоположником идеи фоновой музыки в общественных местах, называл такую музыку "меблировочной".

Музыка Сати звучит сейчас все чаще по радио и телевидению, в кино и на всевозможных светских мероприятиях. Она не такая яркая, и не такая агрессивно-красивая, как у его современников Дебюсси и Равеля. Но она всегда оказывается к месту. И всегда насыщена множеством смыслов и ассоциаций, которые даже не всегда с первого раза можно уловить и услышать.
~
~
Один из самых исполняемых сейчас фортепианных композиторов 20 века, Эрик Сати при жизни не был особенно успешен, по сравнению с его многочисленными знакомыми и коллегами, среди которых были Дебюсси, Равель, Стравинский... Единственным его постоянным источником дохода была игра в качестве тапера в кафе "Le Chat Noir" в Париже, а скончался он в возрасте 59 лет от цирроза печени, вызванного чрезмерным употреблением алкоголя.

Сати был невероятно разносторонним человеком, очень остроумным и едким, говорят, что со вздорным характером и с широчайшим кругозором. Многие его сочинения пародийные, юмористические или гротескные. Чаще всего юмористический эффект достигается композитором не столько за счет самой музыки, сколько благодаря остроумным и многослойным названиям его пьес. В самом деле, как можно без улыбки слушать произведения, которые называются, например, "Вялые прелюдии для собаки", или "Мечтающая рыба", или даже "Сушеные эмбрионы"! Одна из его пьес носит название "Раздражения" (Vexations). Она включает всего одну страничку нотного текста, которую, по замыслу автора, необходимо повторить 840 раз...
Satie by Aldo Ciccolini
Клод Дебюсси как-то раз жестко раскритиковал музыку Сати, сказав, что она плоха, так как "бесформенна". "Музыка должна быть в какой-то форме!" — заявил он. Своеобразным ответом Эрика Сати стали его, написанные вскоре после этого, "Три пьесы в форме груши". Забавно, что на самом деле пьес в этом цикле не три, а семь.

Одна из самых часто исполняемых сейчас пьес Эрика Сати — это первая из трех его "Гимнопедий". Это одновременно и характерный образец той самой "меблировочной" музыки, и яркий пример своеобразного юмора Сати.
Если заглянуть в словарь иностранных слов, то насчет "гимнопедий" там сказано так: "В Древней Греции, состязание нагих юношей в силе и ловкости и песни, которые пелись во время состязания". И даже если среди слушателей нашелся бы тот, кто заранее знал смысл этого слова, или тот, кто не поленился заглянуть в словарь, то и тогда он не догадался бы, почему эти пьесы Эрика Сати называются именно так. Здесь как раз и начинается его тонкий и загадочный юмор.
Это тоже интересно!