Timeless classic with today's flair
автор: КСЕНИЯ ФЕРЗЬ
Андрей Новиков-Ланской о метаморфозах аристократического общества
Андрей Новиков-Ланской – российский писатель, публицист, художник. Президент Международного Пушкинского клуба и член Международного ПЕН-клуба. Автор многих книг, в том числе романа «Аристократ» (2007), номинированного на премию «Национальный бестселлер», а также документальной книги «Хранители наследия» (2012), изданной в Париже и посвященной судьбе русских аристократических семей в изгнании.
Андрей Новиков-Ланской
Andrey Novikov-Lanskoy
Поясните, пожалуйста как писатель и человек, исследующий слово, этимологию термина «аристократ». Ведь, насколько я понимаю, у него есть несколько значений.
А.Н-Л. Слово греческое, и я не думаю, что здесь нужно искать какие-то тайные смыслы в этимологии. Аристократия – «власть лучших». Другое дело, что в разные эпохи под «властью», под «лучшим» и под «аристократией» как таковой понимались разные явления.
А вот что говорит Википедия на предмет того, что в слове "арий" тот же корень, что и в слове "аристократ": для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропейской форме *ar-i̯-o-, отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие».
А.Н-Л. Конечно, в далекой этимологии эти слова вполне могут быть однокоренными. Однако древнегреческое слово не ассоциировалось с ариями-персами, которые грекам были хорошо известны.
Андрей Новиков-Ланской
Профессионализм – важная ценность в современном западном мире, но, увы, совсем не аристократическая. Это базовая и определяющая ценность среднего класса, буржуазии.
Есть ли, по-вашему, спор между понятиями «аристократия» и «элита»?
А.Н-Л. Это не совсем одно и то же. Элита традиционно понимается либо как «лучшие в своей сфере», либо просто как те, кто обладает властью, принимает решения, значимые для большинства. Аристократия же – вполне определенный стиль и тип сознания. Сталинское или брежневское окружение – несомненная элита, но как же далеки они от аристократии! Элита есть в любом обществе, аристократия – далеко не в любом. Тем не менее, история показывает, что при благоприятных условиях элита со временем непременно приобретает аристократические черты.
Какие принципы аристократической культуры непреложны, а какие не столь существенны?
А.Н-Л. Совершенно справедливо поставленный вопрос. Аристократия очень разная во времени и пространстве, то есть в истории и географии. И, действительно, есть неизменные базовые черты, а есть вполне ситуативные, не слишком важные. Из самых сущностных – чувство рода, семьи, ощущение себя под постоянным взглядом предков и потомков, ответственность перед ними, страх их опозорить своим поступком – фамильная честь, одним словом.

Это и чувство внутренней свободы – когда ты не зависишь от сиюминутной моды и внешней оценки, когда ты понимаешь, что ты – источник, а не последователь каких-то норм и установлений. Я бы еще добавил – свобода от денег и от необходимости работы. Возможно, современному человеку это покажется странным, но карьера и материальное благополучие не являются большой ценностью для аристократа.
~
~
Лично меня очень волнует вопрос охоты и меховой роскоши, а также страсть к деликатесам животного происхождения — все то, что затрагивает жизнь животных. Можно ли называть эти пристрастия благородными чертами аристократического общества или же эта жестокость — уже атавизм и в глазах современных аристократов?
А.Н-Л. Это как раз то, что вторично и ситуативно. Действительно, охота и рыбалка составляли основной досуг аристократии в разных культурах во все времена. Да и мех для северных народов – несомненный признак высшего сословия. Однако обычный человек, поедающий стейк в ресторане, виновен в смерти животного не меньше, чем титулованный участник лисьей охоты. И, конечно, если какой-нибудь европейский герцог публично откажется от убиения и поедания животных, никто его не осудит и не лишит титула.
Андрей Новиков-Ланской
Элита есть в любом обществе, аристократия – далеко не в любом.
Расскажите, пожалуйста, о вашей книге "Кодекс аристократа". Правильно ли я понимаю, что так вы вывели формулу аристократического менталитета, применимую в новом времени и в любом национальном контексте?
А.Н-Л. Не могу сказать, что это какой-то особый проект. Когда я писал роман «Аристократ», мне показалось интересным сделать некий свод общих правил, актуальных для аристократов современной эпохи. И, разумеется, в большей степени я имел в виду представления о духовном аристократизме, нежели социально-историческом. Ну и, конечно, здесь была попытка вывести некий набор универсальных аристократических констант, свойственных всем эпохам. Впрочем, сейчас я не уверен, что мне это удалось вполне.
Там есть параграф о профессионализме. Я интуитивно понимаю, о чем идет речь, но все же мне кажется, что нежелание становиться профессионалом противоречит гражданским обязанностям аристократа. Ведь как можно брать на себя ответственность управления страной, не будучи профессиональным?
А.Н-Л. Это как раз тот пункт, в котором я и сейчас абсолютно уверен. Профессионализм – важная ценность в современном западном мире, но, увы, совсем не аристократическая. Это базовая и определяющая ценность среднего класса, буржуазии. Аристократ же не может быть профессионалом, потому что профессионализм предполагает работу, профессию, карьерный рост – все то, что для аристократа неприемлемо. Все эти категории – работа, труд, карьера – налагают ограничения, создают несвободу, диктуют внешние обязательства и формы ответственности. Для аристократического сознания всё это смерти подобно. Это, тем не менее, не значит, что аристократ боится и избегает ответственности – вовсе нет. Просто она должна исходить от него самого, а не диктоваться откуда-то извне.


Еще один параграф — про бизнес. Не могли бы Вы пояснить, почему бизнесменов записывают в неблагородный класс, считаете ли Вы этот принцип справедливым? Ведь, насколько я понимаю, бизнес, если он честный и созидательный, — занятие гораздо более приемлемое с точки зрения гуманизма, чем, например, кровопролитная война — выбор аристократов, которая, кстати, тоже бизнес, но разрушительный?
А.Н-Л. Сложный вопрос. Вернее, с бизнесом-то как раз просто: бизнес интересуется деньгами, прибылью, в этом его смысл, он колоссально несвободен от статей дохода – аристократу же всё это чуждо по определению. Он считает, что всё, что ему нужно, у него уже есть по умолчанию. А вот что касается войны… Я не думаю, что рыцарственная воинственность – такая уж необходимая характеристика аристократа, хотя в Средние века, как мы знаем, всё это было весьма актуально. Скорее, здесь было важно проявление доблести, отстаивание значимости и величия своего имени и герба на щите.
Как же так тогда получается, что не имея никакого интереса к деньгам, аристократия на фоне других классов была самым состоятельным? В этом что, кроется какой-то метафизический смысл обогащения?
А.Н-Л. Бедный аристократ — вполне традиционный образ. Особенно в буржуазную эпоху. Ранние же аристократы — рыцари — больше ценили власть, а деньги были одним из следствий обладания властью. Но то, что в обогащение есть своя метафизика, тоже несомненно.
Андрей Новиков-Ланской
И все же мой небольшой жизненный опыт наблюдений и размышлений вселяет в меня уверенность, что при должном внимании человек может воспитать себя по аристократическому образцу.
Хочется верить, что люди одного класса разных национальностей понимают друг друга лучше, чем люди разных классов одной национальности — хоть кто-то кого-то понимает. И все же, чем отличается русская аристократия от западной и восточной в историческом масштабе?
А.Н-Л. О русской аристократии приходится говорить в прошедшем времени: потомки русских дворянских родов по сути ассимилировались с теми средами, в которых оказались после большевистского переворота. Если же говорить о русской аристократии, скажем, 19 века, то она занимает такую же срединную позицию, как и русская культура – между Европой и Азией, — будучи по происхождению европейской, конечно же.

Европейская аристократия тоже не единообразна. Скажем, английские лорды отличаются от испанских грандов. И все же, можно сказать, что в целом западноевропейская аристократия – более сдержанная, строгая, классичная, нежели русская, традиционно подчеркивающая роскошь и помпу. С другой стороны, мусульманские и дальневосточные аристократии куда более помпезны, иерархичны и деспотичны, чем русская.
~
~
В Англии классовые различия в речи очевидны. Буквально по нескольким произнесенным словам можно определить, к какому социальному слою относится говорящий, независимо от уровня его благосостояния. А существует ли данная специфика в русском социуме?
А.Н-Л. Сегодня нет. По той простой причине, что сегодня в России нет аристократии – за исключением небольшого числа русских эмигрантов, которые никак не определяют российский социум. Если же говорить о дореволюционной ситуации, то, конечно, социальные диалекты там присутствовали в полной мере. К счастью, сохранились многочисленные аудиозаписи аристократов первой волны эмиграции. Там вы моментально слышите особенности русского великосветского языка.

Собственно, есть, пусть и некачественные, фонограммы с разговорами Льва Толстого, который, будучи потомственным графом, сформировал свою речь еще при жизни Пушкина, в первой половине 19 века – аутентичней не придумаешь. Если говорить о произношении, то это так называемая старшая московская норма, подробно описанная лингвистами. Если же говорить о лексике, то достаточно почитать романы того же Льва Николаевича, где много диалогов высшего дворянства той эпохи.
Андрей Новиков-Ланской
И, наоборот, рожденный аристократом при невнимании к себе может опуститься и вовсе потерять человеческий облик.
Можете ли Вы сказать, что аристократ — это синтез идеальных социальных и духовных человеческих качеств, или же до идеала ему далеко? Вообще, что руководит самосознанием аристократа, когда оно причисляет себя к лучшим или соглашается с тем, что его причисляют к лучшим?
А.Н-Л. Для меня аристократ – некоторая идеальная модель, социальный образец, который, конечно, редко полностью воплощается в реальности. Это, однако, не значит, что таких людей вовсе нет, и что такому идеальному типажу нельзя следовать. Если же говорить о ключевом для аристократа стремлении стать лучше – то оно ведь по сути диалектично. Стараться быть лучшим, стремиться к совершенству – значит постоянно чувствовать свое несовершенство. Предела этому нет.
Верите ли Вы в то, что аристократизм может быть не только заложенным генетически, но и воспитываемым? Может ли ваш «Кодекс аристократа» быть сегодня путеводителем по аристократическому образу жизни и мышлению.
А.Н-Л. И верю, и знаю. Хотя, конечно, часто слышу суждения о том, что настоящий аристократ может быть только урожденным. И все же мой небольшой жизненный опыт наблюдений и размышлений вселяет в меня уверенность, что при должном внимании человек может воспитать себя по аристократическому образцу.

И, наоборот, рожденный аристократом при невнимании к себе может опуститься и вовсе потерять человеческий облик. Надеюсь, мой «Кодекс» кому-то пригодится. Вообще говоря, сама ценность аристократизма в нашу не самую благородную из эпох вовсе не очевидна. И если кто-то вдруг почувствовал интерес и влечение к нему – это само по себе и значимо, и ценно.
Это тоже интересно!