Филипп Чижевский: «Аудитории нужен ток»

филипп чижевский
Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK

Филипп Чижевский [Philipp Chizhevskiy], дирижер ансамбля Questa Musica, рассказал LoyalRoyal.me о том, что стоит между классической и современной музыкой, стоит ли играть симфонию без дирижера, и чего еще не бывало в Большом Театре.

 

КСЕНИЯ ФЕРЗЬ: Филипп, какие Ваши музыкальные планы на ближайшее будущее?

ФИЛИПП ЧИЖЕВСКИЙ: ~ С этого сезона я работаю в Большом Театре. И в следующем сезоне мы с моим оркестром Questa Musica  будем давать концерты на исторических инструментах. Вы уже слышали в Москве концерт с оперной певицей Евгенией Бургойне: что -то подобное будет начинаться и Большом Театре, где, как известно, еще ни разу не происходило исполнение странинной музыки, например Генделя, на инструментах той исторической эпохи, к которой эта музыка пренадлежит.  У нас будет несколько проектов с артистами молодежной оперной программы, которой руководит Дмитрий Юрьевич Вдовин.

Я считаю, что любая музыка должна исполняться аутентично: и историческая, и современная, то есть в манере и в стиле той эпохи, в которую она была написана. Исторические музыкальные инструменты: жильные струны, низкий строй и прочие атрибуты для меня не самоцель. Но если есть возможность использовать такие инструменты, и если есть музыканты, которые ими владеют, то это добавляет шарма и аромата звучанию.

 

Как обстоят дела с актуальной классикой? Вы работаете с современными российскими композиторами?

~ Мне предстоит осуществить большой проект из пяти опер современных композиторов. Сейчас у нас есть пять фамилий ведущих авангардных композиторов — достаточно молодых, всем немного за 40: Сергей Невский, Дмитрий Курлянский, Борис Филановский, Владимир Раннев и Алексей Симак. Это будет пять представлений на либретто Бориса Юхананова, который, собственно, исполнит роль режиссера. Программа довольно объемная: сначала она будет состоять из 5 отдельных представлений, а потом сузится до программы-марафона современных опер.

Все композиторы, ныне живущие, с которыми мне приходилось сотрудничать, пишут в разных стилях: все ищут свой музыкальный путь. То удовольствие, которое мы получаем от исполнения качественной музыки, легко донести и до публики. Нащупать формы современного классического звучания можно только опытным путем. В своей эпохе мы первопроходцы. Через некоторые десятилетия на эту музыку будут смотреть уже как на классический репертуар: что-то забудется, что-то останется.

 

А как аудитория воспринимает новых композиторов?

~Мне счастливится работать с людьми, которые отвечают за те ноты, которые они пишут, а не просто наводят абстракцию, что является распространенным приемом в современном искусстве в целом.

Интересный факт, что для аудитории не подготовленной в музыкальном смысле, но пытливой, важна эмоция, которую они получают от прослушанного. Доносим мы эту эмоцию, играя сонату Моцарта или же авангардное произведение — не важно. Аудитории нужен ток.

В современной классической музыке могут использоваться даже не музыкальные инструменты: от деревянных коробок до наковальни. Но для стройной музыкальной композиции их партии так же тщательно должны быть прописаны, как и для струнных, например.

С одной стороны играть современную музыку проще: до тебя этого никто не делал — делаешь, как хочешь. Исполняя классическую музыку, следует придерживаться традиций, канонов. Но для меня также очень важен момент интерпретаций и трансформаций в музыке. Аутентичное исполнение — прекрасно, но музыка — не вакуум, шедевры Моцарта несутся сквозь века, поэтому, на мой взгляд, важно привносить нюансы современного прочтения, не забывая опыт предыдущих поколений. Тогда музыка будет дышать. А правильно мы это делаем или не правильно — покажет время, отметающее все лишнее.

 

Расскажите, пожалуйста, про свою профессию дирижера. Помимо управления оркестром, несет ли на себе дирижер функцию общения с публикой посредством пластики?

__Не важно, какой дирижер — сдержанный или экспрессивный, —  важно только то, как играет оркестр. Если пластика дирижера оправдана, и музыканты его понимают, то это хороший концерт. Сейчас практически любое классическое произведение можно играть без дирижера. В начале 20 века был оркестр Персимфанс, в котором дирижера заменял первый скрипач-концертмейстер: он показывал ауфтакт. С дирижером на одну симфонию уходит три репетиции, без дирижера — гораздо больше.

Если же говорить о классической музыке, то функция дирижера гораздо шире. Она заключается не только в том, как он раздает ауфтакт, а в том, как он дает направление этой музыке, как он управляет дыханием оркестра. Оркестр может играть ритмично, идеально с точки зрения всех нюансов и штрихов, но музыка будет абсолютно мертвой — ее будет неинтересно слушать. Дирижер нужен для того, чтобы добавлять огонь, строить фразы, закруглять их, ставить акценты — управлять движением.

В общении с каждым своим музыкантом ансамбля Questa Musica я настаиваю на том, чтобы каждый раз он исполнял партию так, будто до него ее никто не исполнял, даже он сам.

 

P.S.

Официальный сайт ансамбля «Questa Musica»

Share on FacebookShare on Google+Pin on PinterestTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK
Ксения Ферзь

Евгения Бургойне: «Больше всего я люблю петь Моцарта»

Концерт испанской певицы меццо-сопрано Евгении Бургойне [Eugenia Burgoyne] в Москве состоялся 27...
Прочитайте больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *